Собаки способны выучить новое слово за четыре повторения, считают учёные

0

Словарь ребенка очень быстро увеличивается благодаря тому, что в ходе социального взаимодействия дети способны запоминать новые слова после одного или очень небольшого количества повторений. Однако неясно, является ли столь быстрое усвоение исключительно человеческой особенностью или же оно встречается среди других видов.

Выяснить это решили Клаудиа Фугацца и её коллеги из Университета имени Этвеша Лоранда. В качестве участников эксперимента были выбраны четырехлетняя бордер-колли Виски и девятилетняя Вики Нина породы йоркширский терьер.

По словам их хозяев, обе собаки с детства проявляли интерес к различным игрушкам, поэтому эти вещи становились предметом совместной игры собаки и её человека. В игре люди называли объект, позволяли собаке взять его в зубы, а затем просили принести и снова продолжали игру, повторяя имя игрушки. Так Виски узнала 59, а Вики Нина 42 наименования, и в первой части эксперимента проверялось знание этих слов.

Для этого на полу были разложены соответствующие предметы: по 16-20 для Виски и 6-10 для Вики Нины. Чтобы люди не могли подсказать собаке, игрушки лежали в недоступном для взгляда хозяина и экспериментатора помещении: в другой комнате для Виски и за стеной в коридоре для Вики Нины. Хозяева просили собак принести ту или иную игрушку, и собаки с этой задачей успешно справились: Виски правильно определила 54 предмета из 59, а Вики Нина — 27 из 42. Виски также тестировали с экспериментатором, и по его просьбе она принесла 13 из 15 игрушек, то есть узнавала слова не зависимо от характера голоса и особенностей произношения.

Во второй части эксперимента собаки учили новые слова либо в игре с хозяином, либо в задаче на исключение. В задаче на исключение собаки слышали название нового предмета впервые и искали его среди множества уже знакомых игрушек. Так один раз собака встречала один объект, затем — другой, а потом спустя две минуты должна была верно выбрать нужный предмет только между этих двух новых. В игре хозяева учили два объекта по очереди, повторяя название каждого лишь четыре раза, и потом собак спустя две минуты тестировали, также предоставляя выбор только среди двух новых предметов.

Оказалось, что после социального взаимодействия (игры) собаки находили нужную игрушку значительно чаще вероятности: Виски нашла в 17 из 24 попыток (т.е. в71% случаев), а Вики Нина — в 15 из 20 (в 75%). А после задачи на исключение Виски верно справилась лишь в 8 попытках из 20 (40%), а Вики Нина — в 12 из 20 (60%), при этом с самой задачей исключения успешнее справлялась Виски, она дала верный ответ во всех испытаниях, а Вики Нина — в 21 из 40 попыток (52,5%). Схожие отрицательные эффекты ранее наблюдались и при изучении запоминания в задаче на исключение у шимпанзе, макак-резусов, морских львов и человеческих детей.

При попытке подтвердить свой результат на более широкой группе собак, ученые потерпели неудачу. Авторы предложили пройти аналогичный вышеописанному тест с игрой 20 собакам разных пород, жившим в семьях. Эти собаки не знали слов, поэтому не могли участвовать в задаче на исключение. И хотя все животные были заинтересованы приносить игрушки, каждая собака верно выполнила лишь 10-13 попыток из 24 (49,8%).

На последнем этапе исследования авторы пытались понять, насколько быстро Виски и Вики Нина забудут выученные в рамках игры с хозяином слова. Для этого тест с выбором из двух новых игрушек повторялся 10 минут спустя и час спустя. Через 10 минут Виски и Вики Нина успешно справлялись чуть более, чем в половине попыток (55% и 56,25% верных ответов, соответственно), а через час обе собаки правильный выбор делали ровно в половине попыток.

Авторы пришли к выводу, что быстрое изучение новых названий предметов в социальном контексте не является исключительно человеческой чертой. Ученые предположили, что, в рамках общения с человеком, когда хозяин произносит имя объекта, показывает его и играет с ним, собаки сосредотачивают свое внимание как на названии, так и на характеристиках объекта, и, таким образом, они ассоциируют слово и предмет, пусть и на непродолжительное время. В то время как задача на исключение, скорее, возвращает внимание животного к знакомым предметам, тем самым помогая исключить их. Невоспроизводимость результата на других 20 животных ученые объяснили отсутствием у собак подобного опыта общения с человеком с детства, а также индивидуальными чертами более успешных животных.

 

Также ученые отметили, что их исследование не проводит никаких эволюционных параллелей, так как для этого необходимо изучить механизмы, лежащие в основе такого обучения у человека и животных, и определить их общность или различие. Но, тем не менее, они считают, что из-за естественного развития в среде человека собаки представляют собой более подходящую модель для изучения эволюции языка, нежели животные, выращенные в неволе.

Напишите комментарий!


wpDiscuz