Апортировка предметов

    Навык на команду «Апорт!» очень важен, так как является основой для последующей отработки многих приемов специальной дрессировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).

    Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед. Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Прием отрабатывается после выработки у собаки навыков на команды «Гуляй!», «Ко мне!» и «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.

    Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.

    Как приучить собаку подносить предметы

    Первый способ дрессировки

    Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а правой апортировочныи предмет, поворачивается налево, называем кличку собаки и начинает играть предметом перед глазами собаки. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схватить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апортировочный предмет. Как только собака зажмет его в зубах, команду «Апорт!» повторяют и произносят восклицание «Хорошо!». Чтобы добиться у собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апортировочного предмета, его держат за один конец и слегка тянут к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочныи предмет зубами.

    Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», пробегают с ней 10—15 шагов, затем переходят на движение шагом и подав команду «Дай!», берут палочку у собаки, после чего поощряют ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!», командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторяется 2—3 раза.

    В тех случаях, когда первоначальный навык у собаки не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апортировочным предметом. Когда собака хорошо научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой ноги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой — апортировочныи предмет. Назвав кличку собаки и возбудив ее, он показывает палочку и бросает ее на 3—4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время выработки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1—2 раза повторив команду «Апорт!».

    Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, подвигав ее ногой. Пробежав затем вместе с собакой 10—15 шагов, дрессировщик переходит на движение шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторяют на занятии несколько раз.

    Постепенно дрессировщик начинает бросать апортировочныи предмет па все большие расстояния. При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места.

    Как только собака возьмет апортировочныи предмет, делают несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если этого окажется недостаточно, то подают команду «Ко мне!». Когда собака с предметом подбежит, ее поощряют поглаживанием и восклицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подастся команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочныи предмет и поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

    Занятия вначале проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочныи предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы) и вырабатывают выдержку у собаки после броска до 10—15 секунд. Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет на 10—12 м в высокую траву или кустарник так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (не путала с жестом). Через 5—6 секунд дрессировщик подает команду «Апорт!» и пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу различных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях. В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет отклоняться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен оказывать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему. Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.

    Второй способ дрессировки

    Дрессировщик, имея сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол-оборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», слегка приподнимает собаку за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!». Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позволяет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятствовать ей, если она попытается выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдержки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». На следую занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка производится так же, как и при первом способе.

    Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояния до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.

    Какие ошибки совершают хозяева во время дрессировки собак

    При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

    1. Показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать собаке при ее подходе с предметом к дрессировщику;
    2. Применение при апортировке одних и тех же предметов;
    3. Неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета;
    4. При начальной отработке схватывания предмета дрессировщик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки;
    5. Излишне далекое забрасывание палочки в начале отработки приема.