Прыжки через препятствие (команда “Барьер”)

    Этот навык часто бывает необходим при практическом использовании собаки на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость, подвижность.

    Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки вперед (ладонь вниз) в сторону препятствия; безусловными – рывки поводком, лакомство, естественное стремление собаки к преодолению препятствий.

    Прием отрабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением ее к лазанью по лестнице. Отработать этот прием можно несколькими способами. Рассмотрим лишь наиболее простые, удобные и чаще применяемые в практике.

    Как обучить собаку команде “Барьер!”

    Первый способ обучения

    При этом способе дрессировщик преодолевает препятствие вместе с собакой. Для этого он, держа собаку на коротком поводке у левой ноги, идет к препятствию (барьеру высотой около 50 см или канаве шириной 50—60 см) и останавливается в 5—6 м от него. Затем, подав команду «Рядом!», бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгивает через него, увлекая за собой и собаку. В момент прыжка он подает команду «Барьер!», а перепрыгнув, поощряет собаку. Упражнение повторяется несколько раз.

    На следующих занятиях дрессировщик через препятствие не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону препятствия, быстро подходит к собаке и поощряет ее. Это упражнение также повторяется несколько раз.

    Как только у собаки будет выработан первоначальный навык и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, постепенно увеличивают его высоту: изгородь до 1 м, глухой забор до 1,8 м, а канаву до 2 м. Когда высота забора достигнет 100—120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать прыжком препятствия только до 1 м. Для преодоления более высоких препятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплением передними лапами. Делают это так.

    Дрессировщик, находясь рядом с высоким препятствием в момент прыжка собаки, подхватывает ее и немного приподнимает вверх, помогая ей зацепиться передними лапами за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, к ней подходят и поощряют ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор или срывается с него, высоту препятствия на виду у собаки уменьшают, дают ей немного отдохнуть, а затем вновь посылают на преодоление препятствия. Необходимо, чтобы каждое такое занятие заканчивалось удачным прыжком собаки.

    Второй способ обучения

    Дрессировщик, держит сидящую собаку на удлиненном поводке у левой ноги, находится в 2—3 м от препятствия (барьера высотой около 50 см или канавы шириной 50—60 см). Подав команду «Сидеть!», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую его сторону, останавливается в 1,5—2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне!» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Когда собака по команде «Ко мне!» начнет двигаться к дрессировщику, он перед ее прыжком подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Через некоторое время упражнение повторяется.

    Третий способ обучения

    Если собака проявляет большую заинтересованность в апортировке предметов, то навык преодоления препятствии можно выработать так. Дрессировщик становится с собакой как и в предыдущем случае. Затем он на виду у собаки бросает через препятствие апортировочиый предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка подается команда «Барьер!», а затем собака поощряется.

    Основные ошибки при обучению собаки команде “Барьер!”

    При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

    1. Преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности;
    2. Проведение занятий вскоре после кормления;
    3. Запаздывание дрессировщика с переходом на другую сторону препятствия в начальный период;
    4. Переутомление собаки излишне частыми и многочисленными прыжками;
    5. Требование к собаке преодолевать препятствие без разбега.